123154, МОСКВА, УЛ. БЕРЗАРИНА, д.15 Б. ТЕЛЕФОН ХРАМА: 8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь 10 января 2016

Propoved nastoyatelya nedelya32 12.01.16

     С праздником вас, братья и сестры! С воскресным днем и Рождеством, которое мы продолжаем праздновать. Перед ним было два подготовительных воскресенья – неделя Праотцев и неделя Святых Отцов. В современном русском языке слово «неделя» означает период в семь дней, а на церковнославянском - это воскресенье.

     В неделю Праотцев мы вспоминали всех праведников, которые жили до Рождества Христова и ждали, чаяли пришествия в мир Спасителя. Неделя Святых Отцов была посвящена людям, которые своим родством послужили рождению Спасителя. Потом мы встретили само Рождество, а в эту неделю вспоминаем Иосифа Обручника, царя Давида, Иакова, брата Господня.

     О периоде жизни Спасителя между Его Рождеством и выходом на общественное служение мы знаем очень немного, хотя по своей продолжительности он составлял около тридцати лет. Вскоре после Своего рождения Господь был вынужден покинуть Иудею. Сегодняшнее Евангельское чтение начиналось словами «отшедшим волхвом», по-русски: «Когда волхвы удалились» (Мф. 2, 13). Они принесли свои дары, поклонились Спасителю, и уже ближайшей ночью Иосиф получает от Ангела повеление бежать из Вифлеема. Ему было неведомо, но Бог знал, что Ирод велел убить новорожденного Царя – Человека, Который, на его взгляд, был ему конкурентом. Это было настоящее безумие, показывающее, насколько грех способен затмить разум человека.

      Историки говорят, что сам по себе Ирод был человеком прагматичным, к тому времени в весьма преклонном возрасте. Новорожденный ребенок вряд ли мог быть ему конкурентом, однако сама мысль о том, что есть некий Царь, пусть и младенец, не давала ему покоя. В принципе, он был неплохим правителем: строил дороги, города - при этом был большим хитрецом, умел договариваться с Римом, давал взятки. По-человечески, он был весьма умным, но властолюбие затмило его разум. Когда люди сильно ссорятся и хотят досадить другому, то говорят: «Ты, братец, похож на Ирода». Он был очень жестоким человеком. 

Когда Ангел отходит, Иосиф вынужден той же ночью будить Пресвятую Богородицу, объяснять ей причину столь поспешного ухода. Через некоторое время 14 000 ребятишек в возрасте до 2-х лет были убиты. Весь город утопал в крови. Этим, кстати, Ирод не ограничился. Говорят, что, будучи при смерти, он велел собрать всех знатных иудеев и расправиться с ними после своей смерти. Правда, у придворных хватило ума этого не сделать. Такой яркий штрих к портрету Ирода.

     В Евангелии достаточно кратко сказано о том, что Иосиф с Пресвятой Богородицей уходят в Египет и находятся там до смерти Ирода, а затем возвращаются в Иудею. Есть церковное предание. Иосиф знал, что путь его будет лежать по труднопроходимой местности, пустыне: где-то дорога была, где-то ее занесло песком. Будучи в преклонном возрасте, он взял с собой сына от первого брака – Иакова, брата Господня. Для окружающих все выглядело так, что Иаков был братом Иисуса Христа по плоти. Поэтому сегодня Церковь вспоминает тех людей, которые участвовали в этом вынужденном путешествии Спасителя.     

     Есть удивительный факт, на который мы нечасто обращаем внимание: Свою земную жизнь Христос окончил как мученик, приняв распятие, а провел ее Человеком гонимым, у Которого не было дома. Почему были вынуждены Иосиф и Пресвятая Богородица остановиться в хлеву? По той причине, что в эти дни была перепись. По сегодняшним меркам, ее можно сравнить с Олимпиадой, когда съезжаются люди со всего мира, и не только гостиницы заранее забронированы, но и весь частный сектор переполнен, и люди согласны ночевать в коридорах. В хлеву они оказались именно потому, что их никуда больше не пустили. Приближалось время родов. В один дом их не пустили, в другой. Везде люди находили какой-то благовидный предлог для отказа. И дальше вся жизнь Спасителя проходила примерно так же. А ведь христианин – это человек, который призван следовать за Христом. Для христианина слово «стабильность» плохое, потому что не предполагает следования за Христом. Стабильность, к которой мы стремимся, больше похожа на притчу о безумном богаче, который обрадовался, что в его жизни, наконец, все отлично: с едой, жильем, урожай собран, житницы наполнены. По сути, он достиг того покоя, к которому каждый из нас стремится. И Бог отвечает этому человеку: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк.12, 20). Противовес этому богачу – пример Господа Иисуса Христа, Который постоянно скитался.

     Удивительно, но такой же смысл несет в себе слово «приход» (в смысле церковной общины). До революции, кстати, к каждому храму были приписаны конкретные дома, и креститься, венчаться или совершить отпевание можно было только в своем приходе. Так вот, греческое слово «парикиа», по-русски «приход», буквально означает «скитаться», «странствовать», «кочевать». В новозаветные времена оно имело вовсе уничижительный оттенок – «бродяжничать», или, по-современному, – «бомжевать».

      В своих посланиях общинам святой муж апостольский Игнатий Богоносец пишет: «Церкви Божией, скитающейся в Риме», или «Церкви Божией, бродяжничающей в Эфесе». Он почти дословно повторяет апостола Павла: «У нас нет здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр 13, 14). То есть христиане – это не те люди, которые ждут стабильности. Они понимают, что здесь мы временно, в месте странствия, и наша задача – пройти эту дорогу и добраться к вечной и неизменной цели. Мы должны следовать за Богом. Эта бесконечная духовная кочевка – от искушения к искушению, от силы в силу, от одного доброго дела к другому, – всегда связана с несением креста. Нам и тяжело, и радостно одновременно.

      Дорогие братья и сестры! Радуюсь, что Господь собрал всех нас под Своим крылом, и мы можем вместе странствовать от жизни временной в жизнь вечную, следуя примеру Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодня мы молимся святым праведным Иосифу Обручнику, царю Давиду, Иакову, брату Господню и удивляемся тому, как смирил Себя Христос: Он принимает помощь от нас, своих созданий, которых сотворил и пришел спасти.