123154, МОСКВА, УЛ. БЕРЗАРИНА, д.15 Б. ТЕЛЕФОН ХРАМА: 8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь 24 января 2016

Propoved

С праздником вас, братья и сестры, с воскресным днем и днем памяти преподобного Феодосия Великого – человека, который написал первый общежительный монастырский устав. Сегодняшнее воскресенье также связано с праздником Крещения Господня – оно называется «неделя по Богоявлении». Вчера мы вспоминали, как Христос вышел из реки Иордан и отправился в пустыню, чтобы понести аскетический подвиг. 

В прошлом году наш приход ездил в паломническую поездку на Святую Землю, и мы были в Иудейской пустыне. Это очень суровое и удивительное место: когда в Иерусалиме двадцать градусов, в нескольких десятках километров к востоку, среди песков, температура доходит до сорока, и находиться там просто невыносимо. И вот, Иисус Христос идет в это место и постится сорок дней. Великий Пост и другие постные послушания берут свое начало именно здесь, ведь если Самому Господу было угодно так потрудиться, значит этот образец мы должны брать и для своей жизни. В конце этого пустынного подвига ко Христу приступает дьявол и искушает Его – вчера мы читали об этом в Евангелии от Матфея. 

Спаситель ужасно голоден. Выжить сорок дней без воды человек не в состоянии, а без пищи – может, но будет в крайне ослабленном состоянии. И дьявол предлагает Христу использовать Свое божественное могущество, чтобы немного упростить Себе жизнь: сделать из камней хлебы, но Господь отказывается от этого. 

Затем следует более сложное искушение – духовное. Дьявол ставит Спасителя на крышу Иерусалимского Храма и предлагает Ему прославиться. «Ты можешь прыгнуть отсюда и благополучно приземлиться», – говорит он. «Какой резонанс будет в обществе! Все увидят, что пришел великий чудотворец, и поверят Тебе!» И от этого Господь тоже отказывается. 

Во время последнего искушения сатана возводит Христа на высокую гору, показывает все царства земли и говорит: «Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4, 9). Он обещает, что все будет, как во время входа Господня в Иерусалим: вся вселенная будет рукоплескать, встречать Иисуса, считать Его своим Владыкой, Спасителем и Мессией. Однако это будет почитание вождя, которого ожидали евреи: он объединит их под своей властью, завоюет для них весь мир, им будут принадлежать все ресурсы земного шара. После этого Господь отсылает от Себя дьявола.

Здесь мы видим, что если враг дерзнул приступить к Воплотившемуся Богу, то и мы будем постоянно испытывать воздействие сатаны, но наша задача – отказываться от его предложений, спасаться. В этом и должна состоять наша духовная жизнь. 

Потом Господь идет в пределы Неффалима и Завулона, где когда-то проживали эти колена Израиля, чтобы начать Свою проповедь. А все дальнейшее евангельское повествование можно свести к одной фразе из пяти слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Эта новость и есть смысл всего Евангелия, всего Благовестия. Иоанн Предтеча начинает с призыва к покаянию. Спаситель говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Апостолы идут по всей земле и возвещают: «Царство Небесное уже рядом, покайтесь». Сегодня мы стоим в церкви, и священник с амвона, так же, как и его прадеды, говорит: «Покайтесь, потому что Царствие Небесное приблизилось». 

В этой фразе все понятно, за исключением одного слова – «покайтесь», которое означает «ужаснитесь себе и станьте другими». Настал момент, когда ты обретаешь бессмертие. Это та самая секунда, когда нужно определиться со своей участью в вечности: или ты с Богом, или с богопротивником - сатаной. Поэтому призыв к покаянию можно передать такими словами: «Вглядись в себя, ужаснись своей нечистоте и скорее меняйся, потому что именно сейчас определяется твое существование в вечности». Братья и сестры, желаю всем нам этот призыв услышать.