123154, МОСКВА, УЛ. БЕРЗАРИНА, д.15 Б. ТЕЛЕФОН ХРАМА: 8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь 21 февраля 2016

Propoved

С праздником вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем и продолжающимся праздником Сретения Господня.

    Приближается Великий пост. Часто люди, которые проводят его по-христиански, в напряжении душевных сил, ощущают некую скорбь от того, что наступает разговение: до этого момента душа трудилась и чувствовала, что хотя бы не катится вниз по наклонной. Когда же время сугубого духовного подвига заканчивается, мы расслабляемся.  
    А сегодня очень радостный день, совершенно противоположный – начало Триоди Постной, то есть богослужений, которые связаны с подготовкой к празднику Пасхи. Святая Церковь призывает нас поработать для Господа, и мы ощущаем, что объятия Бога Отца вновь открываются нам навстречу. Мы прикасаемся к концу ниточки, которая неразрывно и неизбежно связана с Праздником праздников.
    Не случайно подготовка к Пасхе Христовой длится много дней и недель. Церковь издавна знает, как устроен человек – чтобы изменить себя хоть немного, нужно приложить много усилий.
   Первое воскресенье посвящено воспоминанию притчи о мытаре и фарисее, которая звучала сегодня на Евангельском чтении. На каждой странице Евангелия содержится ярчайший призыв к каждому из нас - что нужно делать прямо сейчас, в эту секунду. Но этот призыв зачастую проходит мимо ушей, не задевая глубины сердца.
   Обычно эта притча воспринимается как некая древняя история: жил когда-то фарисей, который превозносился и долбил себя в грудь, а позади него стоял мытарь и молился. Положа руку на сердце, мы можем сказать, что лично к нам это не имеет никакого отношения: я понимаю, что нужно смиряться, кулаком себя в грудь не бью и, уж точно, я не сборщик налогов, не коллектор, не притесняю ближних. К сожалению, таким образом Евангельский текст проходит мимо нас.
    Однако если бы на земле случилась глобальная катастрофа, наступила ядерная зима и удалось сохранить только одну страницу из Евангелия, этого было бы достаточно для спасения.  А сейчас на каждый стих Писания существуют тома комментариев, но все это не находит отклика в нашем сердце. Церковь начинает подготовку к Пасхе с призыва к смирению именно потому, что без него божественные слова не вызывают резонанса в душе.  Человеку нужно отказаться от «отсебятины» и понять, что источник жизни и всякого созидания – Творец мира Господь Бог.
    Святые – это люди, которые ощущали себя младенцами на руках Божиих. Мы же часто похожи на ребенка, который пытается своевольничать: прыгнуть вниз головой, сунуть пальцы в розетку, пройтись осенью без ботинок по лужам. Мы отворачиваемся от Бога, дрожим и нервничаем, считаем, что все уже зависит от нас. Мы забываем, что Отец всегда рядом и поддерживает своих чад. Нам кажется: поступи я по-другому, и моя жизнь сложилась бы гораздо лучше. Человек начинает слишком многое на себя брать, появляется бессонница – то, что мы называем неврозом.
    На самом деле нужно помнить, что все в жизни от Бога и наша задача – быть Его сотрудниками, а значит, не «рыпаться» по мелочам. Если же за что-то беремся, то должны действовать по заповедям, слушать, что Ему угодно. Иначе мы выбираем дорогу, которая на поверку оказывается дорогой врага рода человеческого. Дьявол в начале времен тоже хотел, «как лучше», но в отрыве от Источника Жизни.
   Смирение и покорность – разные вещи. Некоторые Отцы даже говорят, что покорность – это грех. Настоящее смирение проявляется в борьбе с грехами, в осознании и терпении своих несовершенств. Мы же хотим быть хорошими в собственных глазах.
   У каждого из нас есть твердое представление о самих себе и окружающем мире. Период времени от сегодняшнего дня до Пасхи предназначен для того, чтобы потерять эту опору на свое «я», и сделать Господа Бога новым основанием жизни. Вспомните апостола Петра: пока он видел перед собой только Христа, он шел по водам Генисаретского озера. Как только стал примерять к этой ситуации человеческий опыт (который говорит, что человек не может ходить по воде), сразу начал тонуть. Когда же Петр обратился ко Христу со словами: «Господи! Спаси меня!» - снова пошел.
   В обычной жизни можно начать с самого простого: сказать «Господи, я хуже всех, Ты мне столько всего дал, а я ничего не могу передать другим людям!»
    В богослужении есть удивительные слова: «Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных» (Избегать будем фарисеева велеречия, и научимся высоте слов мытаря смиренных). То есть премудрость нашего мира переворачивает вещи вверх ногами: когда человек высоко думает о себе, он пытается ходить ногами по потолку. Стать самим собой и уподобиться Богу можно только стремясь ко Христу и отрицая свою самость.  
    Братья и сестры, приглашаю вас всех в течение этой недели снова перечитать рассказ о мытаре и фарисее из Евангелия от Луки. Пусть в душе каждого человека он отзовется по-своему. Фарисей глубоко сидит в каждом из нас, и нужно усилие, чтобы его разглядеть. Помоги нам, Господи.