123154, МОСКВА, УЛ. БЕРЗАРИНА, д.15 Б. ТЕЛЕФОН ХРАМА: 8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь 16 марта 2016

Propoved

Братья и сестры, благодарю за ваши молитвы.

     Великий Пост – это время, котором мы проводим в особенном покаянии. Мы знаем, что о каждом человеке есть замысел Божий. Детям в храме мы говорим: «Смотрите, как много здесь икон. Это люди, которые своей жизнью прославили Бога. И замысел Божий о тебе именно таков, чтобы ты оказался святым, подобным тем, кому мы сейчас молимся». То есть каждый из нас призван к святости.
     Наше покаяние начинается с анализа того, чем я мог бы стать, кем я мог бы быть, и чего я достиг в жизни. Эта своеобразная «ревизия» должна происходить постоянно, чтобы знать, куда двигаться, что делать, к чему стремиться и хотя бы чуть-чуть планировать свое духовное возрастание, ведь покаяние – это человеческое творчество.
     Смысл жизни в том, чтобы любить других людей. Все остальное, что нас окружает, исчезнет, – или умрет, или преобразится во Втором Пришествии и не будет таким, как мы видим сейчас. А отношения дружественные, теплые, отношения любви – это багаж для вечности. Человек, который, оглядываясь на прожитую жизнь, и видит, что в ней не было места любви, может быть уверен, что прожил впустую.
     Федор Михайлович Достоевский так описывал одного из своих героев: это был человек, который очень любил человечество в самых прекрасных его проявлениях, которых он никогда не видел, но при этом ненавидел каждого отдельного человека, видя в нем гнусную физиономию, которая портила его идеалистическое представление о людях.
     Если мы задумаемся о своей жизни, то увидим, что в общем люди мы не злые, и даже любим других, но на расстоянии. Однако Апостол Павел говорит: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Под этими тяжестями он подразумевает не просто небольшую болезнь, не просто момент неприятного соприкосновения с человеком, а то, что всего себя мы должны отдать другому, даже если чужое бремя нужно будет нести десятилетиями.
     Глядя на самих себя, нужно честно ответить, оказались ли мы в нашей жизни христианами? В неделю о Страшно Суде в Евангелии говорилось, что Господь задаст только один вопрос: был ты человеком, или не был? В то время, когда о первых христианах мало кто знал, римские начальники так говорили о них в письмах: «это люди, которые с особым трепетом и любовью относятся друг к другу и ко всем окружающим». В те времена христиан узнавали по любви. В этом смысле сейчас мы переживаем страшные времена, потому что даже то, что было свойственно язычникам несколько тысячелетий назад, ­– родственная любовь, привязанность «к своим» – исчезает со всеми нашими «квартирными вопросами». Уже сложно называть нам себя христианами.
     Надлежит нам с вами и умереть. Вчера в этом храме мы отпевали нашу прихожанку, и я подумал, что если Господь сподобит, чтобы и меня здесь отпевали, значит, моя очередь придвинулась, я стал на один шаг ближе. Необходимость смерти, воспоминание о ней должны подвигать к тому, чтобы жизнь наша была максимально глубокой каждую ее секунду, а глубина измеряется тем, насколько мы готовы любить других людей.
     Любовь проявляется в том, что когда беседуем с кем-то, мы вглядываемся глубоким подлинным взглядом в жизнь этого человека, а не воспринимаем его слова, как пустой звук. За простой фразой нужно разглядеть чью-то выстраданную радость, крик, печаль  или беду. Мы же часто похожи на патологоанатомов, которые могут вскрывать человека, и тут же есть бутербродик и запивать его чаем. У них вырабатывается психологическая защита, им уже все равно. У нас тоже появляется такая отстраненность – общаясь с людьми мы слышим пустые звуки, и не стремимся видеть сердце человека.
     Любовь в разном возрасте проявляется по-разному: внутри молодого человека горит огонь, а в преклонном возрасте должен зажечься свет. Чаще всего нашим ближним нужен не огонь, не какая-то бурная деятельность, а чтобы их в молчании выслушали. Но молчание должно быть глубоким, не поверхностным, а это возможно только если человек в тишине внимает словам Божьим, размышляет над своей жизнью, обобщает прошлый опыт. Тогда из поверхностного зоологического существа он становится источником света.
     Дорогие друзья, давайте сегодня поразмышляем о том, есть ли в нашей жизни настоящая любовь, готовы ли мы отдать себя другим и уподобиться Христу, Который Свою Кровь пролил не за друзей, а за предателей, за врагов, за нас с вами. А мы даже к друзьям своим относиться по-человечески не можем.
     Братья и сестры, желаю вам всем духовных успехов.